Category: еда

Category was added automatically. Read all entries about "еда".

За неделю оптовые цены на продукты питания в Болгарии выросли почти на 5%

Индекс рыночных цен, который отражает оптовые цены на продукты питания в Болгарии, на прошлой неделе увеличился на 4.72% до 1.597 пунктов, показывают данные Государственной комиссии товарных бирж и оптовых рынков. С начала года Индекс вырос на 7.47%.Так, тепличные помидоры подешевели на 3% до 2.60 лв/кг, а тепличные огурцы подорожали на 13.3% до 3.40 лв/кг. Картофель подешевел на 4% до 0.72 лв/кг, морковь – на 2.9% до 0.68 лв/кг, капуста – на 10.9% до 0.49 лв/кг. Красный перец подорожал на 0.7% до 3.02 лв/кг.Цены на яблоки снизилась на 8.4% до 1.09 лв/кг. Лимоны подорожали на 4.3% до 2.16 лв/кг. Бананы продавались по 2.20 лв/кг, апельсины – по 1.35 лв/кг, мандарины подешевели на 2.9% до 1.65 лв/кг.Брынза подорожала на 0.2% до 6.26 лв/кг. Подсолнечное масло подорожало на 1.5% до 2.05 лв/литр. Сахар подорожал на 0.8% до 1.30 лв/кг, мука – на 5.6% до 0.95 лв/кг. Рис продавали по 1.98 лв/кг, яйца – по 0.21 лв/штука.

За неделю оптовые цены на продукты питания в Болгарии выросли почти на 5%

21 января по старому стилю в Болгарии отмечают День повитух

21 января в Болгарии отмечается День родильной помощи, в народе известный как Бабиндень /т.е. День повитух/, имеющий языческое происхождение.По новому стилю День повитух отмечается 8 января, а по старому календарю – 21 января.Согласно традиции, в День повитух каждая женщина, пользовавшаяся услугами бабки-повитухи, должна поблагодарить ее. Дары, конечно, имеют чисто символическое измерение. Это может быть мыло, полотенце или жареный цыпленок, например. Перед входом бабки в дом, женщины моют ей руки – в знак уважения и с надеждой, что помощь повитухи еще понадобится. Затем бабка вытирает мокрые руки в подол невесты – чтобы она была плодовитой и легко рожала, и дарит деткам подарки, среди которых обязательно монетка на красной нитке, как оберег. Бабка купает малышей, при этом благословляя их.В обед женщины собираются в доме повитухи и устраивают пиршество. Каждая из них приносит с собой что-то для общей трапезы – обрядовый хлеб, слоеный пирог – баницу, вино… А вкусная еда и алкогольные напитки идут рука об руку с весельем и даже похабным словцом.В конце дня женщины ведут повитуху на речку и ритуально купают ее. На них развешаны украшения из шерсти и красного перца, имеющего в народе сексуальный подтекст. При этом женщины поют и обрядовые песни с эротическим содержанием. В праздновании участвуют только женщины, а ненароком попавшиеся мужчины становятся объектом шуток.21 января официально празднуется как День родильной помощи с 1951 года.Источник: БНР

21 января по старому стилю в Болгарии отмечают День повитух

Аврам Чальовски – один из первых производителей шоколада в Болгарии

Одним из наиболее предпочитаемых сладких искушений во всем мире является шоколад. Его разноцветные упаковки на полках магазинов не дают пройти мимо ни взрослым, ни детям.Шоколад известен человечеству с незапамятных времен. Первые сведения о нем датированы приблизительно 2000 годом до н. э. на территории современной Мексики. В Болгарии одним из его первых промышленных производителей был уроженец села Галичник Аврам Чальовски.«Аврам Чальовски начинал с уличного продавца бозы* в Софии. На сэкономленные деньги купил лошадь и мельницу, и вместе с еще одним работником стал производить халву, − рассказывает о предпринимателе хроникер Мариана Мелнишка. – Затем занимался переработкой кунжута, а также производством других сахарных изделий, таких как какао и шоколад. Позднее открыл еще одну фабрику в Бургасе, и, как и многие другие промышленники, занимался благотворительной деятельностью. Его продукция получила серебряную медаль в Милане, золотую в Лондоне, а также была отличена в Афинах, Салониках, Пловдиве».Наград международных выставок продукция Аврама Чальовского удостаивалась благодаря качеству. Его фабрики располагали самой современной для того времени техникой для производства, пакетирования и этикирования сладких изделий. Но, несмотря на положение и успешный бизнес, промышленник и его семья жили скромно. Наряду с зарплатами, он нередко давал кредиты своим служащим, обеспечивал их продуктами первой необходимости. Сам Чальовски был благотворителем Зографского и Рильского монастырей, а также церкви в своем родном селе. Он пожертвовал 10 миллионов золотых левов на оказание помощи бедным и больным сиротам из семей рабочих. Чальовски − один из основателей Македонского народного банка, который кредитовал крупных торговцев, промышленников и ремесленников. Головной офис банка находился в Софии, а его тайной миссией было финансирование революционных отрядов, борющихся за освобождение Македонии от османского поработителя.Аврам Чальовски скончался 3 ноября 1943 года. После коммунистического переворота 9 сентября 1944 года его фабрики были национализированы, а богатство – разграблено. Вопреки этому, его жизнь и дела, показывают, что человек может преуспеть, рассчитывая на собственные силы и качества, но никогда не должен забывать, откуда начинал и каковы его корни.Другой значимой фигурой в производстве шоколада в Болгарии был Велизар Пеев – основатель самой известной болгарской марки, которая производится и по наши дни в городе Своге. В начале прошлого века, промышленник открыл свою первую фабрику в столице и начал импортировать в Болгарию зерна какао из Латинской Америки и Нидерландов. Постепенно шоколад, произведенный в Болгарии, успешно начал конкурировать с европейскими образцами и завоевывать отличия на международных выставках в Берне, Вене и Париже. Кроме качества, Велизар Пеев обращал серьезное внимание на упаковку. Его шоколад продавался в деревянных коробках, а одну из серий конфет работники заворачивали в бумагу с изображением флагов всех государств. Тот, кому удавалось собрать все, получал награду – килограмм шоколада.Вскоре молва о новом производстве распространилась по всей Болгарии, а спрос увеличился в разы. Предприниматель стал задумываться о строительстве еще одной фабрики. Она должна была быть построена неподалеку от Софии и железнодорожной линии, располагать достаточным количеством водных ресурсов, которые обеспечивали бы энергией оборудование. Все это было в городе Своге. Оборудование для фабрики предприниматель приобрел в Германии, Италии и Австрии, а ее строительство и эксплуатация обеспечили работой более 400 человек.*боза – слабоферментированный напиток из зерновых продуктов (прим. перев.)Источник: БНР

Аврам Чальовски – один из первых производителей шоколада в Болгарии

«Сладкие и медовые» – Антонов день и Атанасов день

В два очередных дня январского календаря православная церковь чтит память Преподобного Антония Великого (17.01.) и святого Афанасия Великого (18.01.). В эти же дни отмечаются народные праздники Антонов день и Атанасов день.На Антонов день женщины пекут и раздают близким и соседям специально испеченные к празднику лепешки на соде, намазанные медом или патокой. Это представление связано с восприятием Святого Антона, как покровителя чумы и всех болезней. Женщины не должны прясть, вязать, варить бобовые, чтобы не рассердить чуму, сибирскую язву и оспу, так как эти кушанья ассоциировались с прыщами. В этот день чуму за глаза называли „тетушкой”, поэтому в некоторых районах Болгарии праздник известен под именем „Тетушкин день”, и специально для нее оставляли хлеб, дабы умилостивить ее.Святой Антон известен также как патрон корзинщиков. В народе бытует верование, что он зарабатывал себе на жизнь, плетя из веток корзины, которые менял на хлеб. В то же время он был и целителем, прогонял болезни.Согласно народным верованиям, Антонов день – один из плохих, тяжелых праздников: в этот день святой гонится за сумасшествием, не успевает поймать его и очень сердится. Но зато трапеза в этот день – очень богатая. Праздник приходится на середину зимы и на середину так называемого „свиного месяца”, поэтому на столе обязательно присутствует запеченная свинина, свиные ребрышки с капустой, колбаса и обрядовые кушанья: вареная пшеница, баница, орехи и мед.В болгарских народных верованиях христианские Святые Антон и Атанас чаще всего представлены, как двое братьев-кузнецов. Хотя в некоторых местах встречается вариант мастер и подмастерье. Поэтому на Антонов день и Атанасов день празднуют кузнецы, слесари, точильщики и изготовители ножей.Святой Атанас, согласно народным верованиям, был покровитель зимы, снега и холода. Праздник связан с новогодними обычаями, и болгары представляли Атанаса одним из святых, которые разделили между собой землю и небо. Атанасу достались снега и льды. В этот день он идет в горы, снимает свой зимний кожух и кричит: „Уходи зима, пусть лето приходит!”. И так как Атанасов день приходится как раз на середину зимы, в народе он известен под именем „Средизима”. Заслышав Святого Атанаса, зима начинает готовиться к уходу, а лето собирается прийти снова к людям. Летний же Атанас (его праздник отмечается 5 июля), наоборот, надевает кожух поверх своей шелковой рубашки, чтобы зима пришла снова.По этой причине в день святого Атанаса люди выходили за село, чтобы встретить восход солнца и наступающую весну. В некоторых районах страны они зажигали костры и перепрыгивали через них, чтобы быть здоровыми. По дороге домой женщины и дети собирали подснежники и чемерицу и прикалывали к одежде для благополучия и долголетия. В знак приближающейся теплой погоды мужчины в других частях Болгарии играли хоро только в рубашках, без верхней одежды.На Атанасов день каждый земледелец проверял, сколько запасов еды для домашних животных осталось в закромах. А потом гадали о том, будет ли урожайным год. В этот день люди надеялись, с одной стороны, что глубокий снег не сойдет еще долгое время, но, с другой, уже думали о лете. Под глубоким снегом рождается толстый ломоть хлеба, т.е., богатый урожай пшеницы. Поэтому на Атанасов день женщины когда-то приготавливали обрядовый хлеб с украшениями – символами плодородия.В этот день для предохранения от болезней болгары резали черную курицу, приготовляли ее с рисом и раздавали соседям для здоровья, а перья хранили, так как верили, что они обладают целебной силой.И еще один вид обрядового хлеба приготавливали на Атанасов день. Этот хлеб называли „Богова пита” – „Божья лепешка”, так как он служил знаком, что люди будут просить Божье благословение. Этот хлеб скреплял новое, необыкновенное родство. Родными становились два человека, не имеющие кровную связь. Посредством специального ритуала они становились самыми близкими родными. Если это были мужчины, они превращались в братьев по духу – побратимов. А если это были мужчина и женщина, они становились духовными братом и сестрой. Они уже не могли влюбиться друг в друга или обвенчаться. Если же они нарушат этот обет, то случится несчастье. Согласно поверью, у них, как у женатых кровных брата с сестрой, родятся дети-чудовища.После ритуала побратимами становились не только эти двое человек, но их семьи, и даже их дети. Почему было необходимо такое необыкновенное и судьбоносное родство? По традиции, такой обряд совершался в двух случаях. В первом это требовали лечебные ритуалы, когда больной должен получить поддержку от другого человека, не родственника, и с этого момента оба становились родными символически. Во втором случае, причина – не болезнь, а какая-нибудь большая беда. Если кто-то оказался в опасной ситуации, а другой, рискуя своей жизнью, спас его, это связывает их навсегда.Общее несчастье сближало избавленного и спасителя так, как бы их связало кровное родство. И когда неприятности оставались позади, спасенный давал обет, что будет хранить признательность всю свою жизнь и даже передаст ее своим детям. А тот, кто уже принял ответственность за жизнь другого, посредством ритуала обрекался поддерживать его и впредь. Он тоже передавал эти обязанности своим детям. Вот почему побратимами становились обе семьи.Исцеленный или спасенный приглашал очень торжественно своего избавителя и его семью на обрядовую трапезу в своем доме. Трапезу и весь ритуал освящал священник. Двое, кто становились побратимами, скрепляли свое родство небольшими на первый взгляд священнодействиями, которые, однако, имели очень глубокий смысл. Сначала они обменивались зажженными свечами, а потом закрепляли свечи с двух сторон домашнего очага – „сердца” дома и семьи. Так, побратимство скреплялось огнем – самой божественной и животворящей силой, согласно народному верованию.Потом двое побратимов разламывали на равные половины Богову питу – Божью лепешку, так как хлеб – это другой „бог” для болгар. На этом обрядовом хлебе был „нарисован” тестом рельефный знак побратимства – две нити, которые переплетаются, а потом сливаются в одну. Половину хлеба клали на обрядовую трапезу, а другую – перед домашней иконой. Вторую, таким образом, два раза освященную половину хлеба, хозяин дарил гостю, чтобы тот отнес ее в свой дом. В это время остальные родственники стояли почтительно вокруг главных действующих лиц ритуала. Лишь после этого все садились вокруг трапезы и отмечали новое родство.Ритуал побратимства мог совершаться только несколько раз в году, и одним из этих дней был именно Атанасов день.В некоторых районах Болгарии 17 и 18 января называют «сладкими и медовыми». В Пиринском крае бытует поверье, что все болезни собираются (или рождаются) на Антонов день, а на Атанасов день отправляются ходить по миру. Поэтому женщины соблюдали ряд запретов.Источник: БНР

«Сладкие и медовые» – Антонов день и Атанасов день

Беларусь и Болгария планируют расширять сотрудничество в сельскохозяйственной сфере

Беларусь заинтересована в расширении с Болгарией двустороннего торгово-экономического сотрудничества в сфере АПК. Этот и другие вопросы были рассмотрены на встрече Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Анатолия Хотько с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Болгария в Республике Беларусь Георги Василевым.В ходе переговоров белорусская сторона передала приглашение Министерству сельского хозяйства, продовольствия и лесного хозяйства Республики Болгария принять участие и представить агропромышленный потенциал своей страны на международной выставке «Белагро-2020», которая пройдет с 2 по 6 июня 2020 года в Минске.Также была рассмотрена возможность проведения в текущем году в г. Минске 3-го заседания совместной Белорусско-Болгарской рабочей группы по сотрудничеству в области сельского хозяйства, на которой планируется обсудить вопросы развития взаимодействия в сфере животноводства, ветеринарии, растениеводства, а также в науке и образовании.Товарооборот сельскохозяйственной продукции и продуктов питания между странами в 2019 году вырос почти в 2 раза. И возможности для продолжения наращивания объемов взаимных поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также расширению товарной номенклатуры поставляемой продукции есть. Экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания организациями Беларуси в Болгарию за 11 месяцев 2019 года составил 1,293 млн. долларов США (темп роста – 237,8% к аналогичному периоду 2018 года). Беларусь поставляет: овощи консервированные, готовую или консервированную рыбу, икру, мороженное, шоколад, воды, масло сливочное, сыры и другие продукты.

Беларусь и Болгария планируют расширять сотрудничество в сельскохозяйственной сфере

Болгария примет участие в 12-м Международном молодежном гастрономическом фестивале в Москве

17 января, в Москве, в Историческом парке „Россия – моя история“ (ВДНХ, пав. 57) в двенадцатый раз пройдет Международный молодежный гастрономический фестиваль „Возрождаем традиции. Рождество“. Идея фестиваля – сохранить православных кулинарных традиций среди молодежи, сообщает пресс-служба посольства Болгарии в России.Организаторами фестиваля являются Центр Возрождения Традиций и Данилов ставропигиальный монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), которые направили приглашение в Посольство Республики Болгария в российской столице принять участие в качестве соорганизатора.При содействии посольства и при поддержке социально-паломнической организации „Емаус“ - Хасково (Болгария) было обеспечено участие Воскресной школы храма Святого Николая Чудотворца в Софии. Они в четвертый раз сформируют молодежную команду, представляющую болгарские кулинарные традиции на Рождество. Типичные болгарские продукты представит магазин „Мир Болгарии“ – Москва, а фольклорный ансамбль при Болгарском культурном институте в Москве исполнит болгарские народные танцы.

Болгария примет участие в 12-м Международном молодежном гастрономическом фестивале в Москве

За две недели цены на продукты питания в Болгарии выросли на 8%

В последние две недели цены на продукты питания в Болгарии выросли на 8.16%, показывают данные Государственной комиссии товарных бирж и оптовых рынков.Индекс рыночных цен, который отражает оптовые цены на продукты питания в Болгарии, впервые повысился до 1.608 пунктов.Так, данные показывают, что в начале года оптовые цены на тепличные помидоры снизились на 3.5% до 2.22 лв/кг, а на тепличные огурцы увеличилась на 2.9% до 2.45 лв/кг. Картофель подорожал на 1.4% до 0.70 лв/кг. Морковь подешевела на 1.4% до 0.69 лв/кг, капуста – на 7% до 0.53 лв/кг. Красный перец подорожал на 2.9% до 2.45 лв/кг.Яблоки подешевели на 1.8% до 1.12 лв/кг, лимоны подорожали на 4.3% до 2.19 лв/кг. Бананы продают по 2.2 лв/кг, апельсины – по 1.29 лв/кг, мандарины подешевели на 3.2% до 1.51 лв/кг.Брынза подорожала на 0.8% до 6.37 лв/кг, подсолнечное масло – на 1% до 2 лв/литр.Сахар стоил 1.26 лв/кг, мука подорожала на 1.1% до 0.95 лв/кг, рис подешевел на 1% до 1.92 лв/кг, яйца продавали по 0.21 лв/шт.

За две недели цены на продукты питания в Болгарии выросли на 8%

Импорт фруктов в Болгарию увеличился на 10%

Жители Болгарии все больше едят импортные фрукты, показывают данные Министерства земледелия, сообщает „Труд“.За девять месяцев 2019 года в страну было ввезено 252 тыс. тонн фруктов, что на 10% больше, чем за этот же период 2018 года.Однако, импорт цитрусовых и бананов, которые не выращивают в Болгарии, вырос лишь на 1.5%. Всех больше увеличился импорт яблок, которых в прошлом году в страну было ввезено 43.5 тыс. тонны. Импорт черешни, ягод, киви и дынь вырос от 11% до 68.4%.С другой стороны, импорт овощей сократился на 1.7% до 202.1 тыс. тонн. Импорт помидор снизился на 7%, перца – на 14%, огурцов – на 15.3%, моркови – на 12.6%. Однако, импорт лука вырос на 29.7%, а картофеля – на 10.3%.Также данные показывают, что резко сократился экспорт болгарских овощей и фруктов.За девять месяцев 2019 года Болгария экспортировала 30.5 тыс. тонн овощей и 34.2 тыс. тонны фруктов, что соответственно на 27.1% и 10.9% меньше в годовом исчислении.

Импорт фруктов в Болгарию увеличился на 10%

Новогоднее застолье символизирует наши пожелания

Продукты, которые „привлекают удачу“ на Новый год практически одинаковы в разных районах Болгарии. Согласно традиции, в каждом доме в этот праздник должны быть колбасы и блюда из свинины и птицы. Свинья считается символом богатства и процветания, а запеченный цыпленок связывается с пожеланием успешного года, без проблем и трудностей. 1 января болгары готовят т.н. «баницу с сюрпризами-пожеланиями», из которой каждый член семьи берет по кусочку, чтобы предугадать, что его ждет в наступившем году. Таким образом, еда в новогоднюю ночь должна быть не просто вкусной, но и учитывать старинные традиции и создавать ощущение дома и уюта по-болгарски. Даже будучи вдали от родины наши соотечественники подадут на праздничный стол деликатесы, яства и напитки, которые им прислали из Болгарии. Каждый выделяет из бюджета сумму побольше, чтобы накрыть на праздники богатый стол. Преобладает стремление иметь все, и чтобы это все − будь то мясо, молоко, хлеб, овощи или деликатесы были качественными, словно «руками бабушки» приготовленными.«Чистые продукты, без консервантов и усилителей вкуса, приготовленные по традиционной болгарской технологии, пользуются все большим спросом среди клиентов. Это не массовые продукты с низкой себестоимостью, но они полезнее и вкуснее, поэтому заканчиваются быстро, особенно в канун праздников, − рассказывает Магдалена Донкова из фирмы-производителя болгарских овощных продуктов по традиционной технологии. – Основным ингредиентом наших продуктов является болгарский перец, при этом во всех есть только овощи и приправы. Наш главный продукт – лютеница, приготовленная из любимых компонентов болгар. В ней нет никаких крахмалов и консервантов, типичных для остальных продуктов на местном рынке. В нашем ассортименте есть также айвар с брынзой, македонская лютеница и самый разный горький перец. Разницы между болгарской и македонской лютеницами практически нет. Известно, что в разных краях Болгарии она готовится по-разному. В нашей есть томатное пюре, перец, петрушка и чеснок. Для достижения хорошего вкуса мы провели ряд исследований, попробовали немало вариантов, прежде чем получили удовлетворительный результат. Поэтому нам очень приятно слышать, когда люди говорят, что такого вкуса не пробовали с детства. Все продукты для нашей продукции мы покупаем в соседней Северной Македонии. Действительно, цена у нее высокая, но для нас важно хорошее качество».С целью улучшить вкус и качество своих продуктов, сочетая традиционные болгарские изделия с современными, поступающими с мирового рынка деликатесных колбас, работает фирма города Монтана.«Мы производим целый ряд мясных продуктов – луканку, пастарму, суджук – из дичи, покупая для этого сырье у охотничьих хозяйств, − рассказывает Петко Вырбанов, один из владельцев фирмы. – У нас есть фабрика в Монтане, но пока на болгарском рынке продавать колбасу из дичи сложно. Это новый товар, и мы надеемся, что у него есть будущее. Кроме этого, мы начали производить продукт, который никто другой в Болгарии еще не производит – чипсы из мяса. Мы делаем его из куриного филе – нарезаем тонко мясо, затем укладываем его в печь для сушки. Практически получается чистое мясо. Это немного дорогой продукт, поскольку на его производство требуется больше труда и технологического времени, но мы делаем все возможное для снижения его себестоимости. В нашем продукте есть полезные протеины и жиры и даже люди, которые занимаются силовыми видами спорта, покупают именно наши чипсы из мяса. Так мы готовимся к новогодним праздникам, предлагая вкусную, полезную для здоровья и разнообразную закуску к трапезе, за которой болгарин может встретить Новый год».Источник: БНР

Новогоднее застолье символизирует наши пожелания

Пора подготовить пожелания для новогодней баницы

Сурва, Сурваки или Васильев день – это праздник, которым болгары по традиции встречают новый календарный год. Его отмечают во всех районах страны, он распространен и среди этнических болгар, проживающих заграницей.Сурва − второй из вечеров после Сочельника, когда трапезу, дом и постройки кадили ладаном, и праздничный стол в большой степени повторяет основные ритуальные моменты. Главное отличие в том, что яства скоромные, т.е., в них есть яйца, брынза, мясо. В канун 1 января ладаном кадили обрядовый хлеб, млин (это вид болгарского соленого пирога) и свиную голову. В некоторых районах Болгарии на обрядовый хлеб клали каравай. После окуривания каравай убирали и утром часть давали животным, а остаток хранили для лечения.В отдельных краях страны приготавливали разные мучные изделия – млин, бáницу (слоеный пирог с брынзой), тýтманик (сдобный несладкий пирог), булгýрник из крупно молотых зерен пшеницы, зéлник (пирог с луком и капустой) – согласно местному обычаю. Но везде в них клали кизиловые почки, каждую из которых нарекали заранее – на удачу, здоровье, успех в работе, в учении и т.д. Такую баницу болгары приготавливают и сегодня. А пожелания пишут на маленьких листочках.В этот вечер почетом пользовалась свиная голова. Целая или приготовленная по характерному для данного района рецепту, некогда она непременно присутствовала на трапезе. Это единственный ритуал в болгарской традиции, когда свинина подносят как обрядовое кушанье и кадят ладаном.Как и на Сочельник, на стол клали орехи, головки чеснока и лука, мед. В некоторых селах в прошлом танцевали хоро всю ночь – на здоровье и удачу.В других местах брали двенадцать колец окуренного лука – по одному на каждый месяц года. На каждое кольцо клали немного соли и ставили на праздничный стол. Утром смотрели, где соль растаяла и собралась вода. Согласно народным гаданиям, где появилась вода – тот месяц будет дождливым.Магией в первый день – т.наз. инициальной магией, объясняются все верования на праздник Сурва. По первому человеку, вошедшему в дом, гадали, каким будет весь год. Если это был мужчина – родится больше мужских ягнят, а если женщина – женских.Символ здоровья, силы и молодости, кизил занимает специальное место в ритуалах. Из него делают сурвачки, с которыми мальчики в возрасте до 12 (или 15 лет) обходили дома и желали удачи и благополучия. Дети-сурвакары несли с собой свежесрезанную и украшенную ветку кизила – сурвачку, а за плечом – мешочек, в который собирали полученные подарки - баранки, фрукты, орехи, сало, мелочь и другие. Сначала сурвакары стукали сурвачкой по спине своих родственников (сначала самого старшего в доме), изрекая благословления здоровья и плодородия, а затем и домашних животных.В Западной Болгарии суровакали замаскированные дружины холостяков, которых называют «сурваскари», «джемале», «коледжане». По составу обрядовых лиц и структуре всего обряда, замаскированные сурвакари схожи с весенним обычаем ряженых в восточной части страны.Первого января отмечается церковный праздник, посвященный Святому Василию Великому. В народе его называют Васильев день. В канун Нового года девушки исполняли гадательный обычай «ладуване». Они приносили в луженом ведре «молчаливую воду» (пока ее несут, не разговаривают). У наливающей ее девушки должны были быть живые родители, а котелок – белого цвета. В этот котелок девушки опускали свои колечки или букетики, обозначенные разноцветными нитками. А маленькая девочка − последний ребенок в семье, один за другим вынимала их. Остальные пели краткие формулы-припевы, которые должны были показать, за какого холостяка данная девушка выйдет замуж.Затем они снова бросали колечки в котелок, покрывали его красным платком и ставили на ночь под розовый куст. Утром после того, как колечки переночевали под звездным небом, ритуал повторяли. Песни, которые обрисовывали образ будущего жениха, имели форму загадок, полных символов, остроумных и веселых.Источник: БНР

Пора подготовить пожелания для новогодней баницы