Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

Болгары Коми открыли музей

В Сыктывкаре появился небольшой музей болгарской культуры и истории. Кабинет-музей официально открыли 28 января в республиканском Доме дружбы народов. Активисты болгарской автономии подготовили экспозицию о своей родине, о жизни в Коми АССР и в городе-побратиме Сыктывкара – Ловече. Также здесь представлены экспонаты, изготовленные мастерицами автономии, сообщает сайт respublika11.ru.Как рассказала «Республике» председатель болгарской национально-культурной автономии Галина Костова, в музее четыре тематических стенда.– Это история государства – от доболгарского периода, когда первыми жителями нынешней Болгарии были фракийцы, до сегодняшних событий, – уточнила она. – Второй стенд посвящен болгарской культуре и языку. Это музыка, кухня, гончарное ремесло, ткачество и вышивка. Третий стенд можно назвать «Болгары в Коми». Фотографии и архивные документы рассказывают о взаимовлиянии двух самобытных культур и возникновении крепкой дружбы между Коми и Болгарией. И четвертый стенд посвящен городам-побратимам – Сыктывкару и Ловечу. Этот стенд будет пополняться, так как сотрудничество городов продолжается и развивается.За стеклом на полках размещены собранные активистами экспонаты, раскрывающие самобытность и красочность Болгарии. Есть подборка, посвященная праздникам. На ней представлены страшные маски-кукеры, украшенные веточки кизила – сурвачки, раскрашенные пасхальные яйца – писанки, амулеты из ниток – мартеницы, розы – главный атрибут фестиваля роз.– Мы готовы рассказать о разнообразии национальных болгарских костюмов, – продолжила Галина Костова. – Показать керамическую посуду, раскрашенную особым методом, салфетки и игольницы с болгарской вышивкой. Ошибочно полагать, что болгарские рукодельницы вышивают только крестиком, среди экспонатов представлена вышитая гладью скатерть.Одна из стен в кабинете украшена афишами реализованных проектов и фотографиями молодежи болгарской автономии.В соответствии с данными переписи населения 2010 года, на территории республики проживало 486 болгар. Из них в Сыктывкаре – 146, на Удоре – 107, в Воркуте – 39. В конце 2009 года представители болгарской диаспоры столицы Коми решили объединиться, и в начале 2010 года в Сыктывкаре была зарегистрирована болгарская национально-культурная автономия. До 2012 года она была единственной болгарской автономией, официально зарегистрированной на территории Российской Федерации.

Болгары Коми открыли музей

Печальная судьба промышленных зданий со времен болгарского модернизма

Двое молодых искусствоведов поставили себе целью в этом году направить внимание общества на промышленную архитектуру со времен болгарского модернизма. Его наследие, воздвигнутое в период между двумя мировыми войнами, сегодня рушится, «самовозгорается» или сносится, не вызывая значимых общественных реакций сопротивления и гнева.Модернизм проник в нашу страну благодаря европейским школам, в которых получали образование будущие болгарские архитекторы. Возвратившись в Болгарию, воспитанники авторитетных университетов создали не только образцовые общественные здания и дома, но и множество фабрик, железнодорожных сооружений, мостов, боен, отвечая на бурное развитие промышленности в Болгарии.«Промышленная архитектура интересна и тем, что, посредством нее, проникли новейшие тенденции и строительные материалы, − рассказывает Васил Макаринов из фонда «Болгарский архитектурный модернизм». – Например, широкое использование стекла и бетона для выполнения сводчатых перекрытий зданий. Это, в сущности, продиктовано функциональными решениями – для того, чтобы производственный процесс на фабрике протекал нормально, необходимо большое пространство для расположения сооружений, как и хорошее осветление. Эти элементы нашли широкое применение также в гражданской архитектуре в период 20-40-х гг. прошлого века несмотря на то, что до большой степени их проявление идентифицируется именно на промышленных объектах».К сожалению, спустя недолгое время и о течении модернизма в болгарской промышленной архитектуре можно будет судить только по фотографиям, сделанным в первой половине прошлого века.судьба промышленных зданий со времен болгарского модернизмаВ конце прошлого года, по решению владельца, до оснований был разрушен железнодорожный завод в столице – исключительное здание арх. Панайота Калчева.судьба промышленных зданий со времен болгарского модернизмаВсе еще свежо воспоминание о сгоревших в 2016 году табачных складах в Пловдиве, ценные внутренние конструкции которых были потеряны навсегда, а в пожаре был обвинен бомж.судьба промышленных зданий со времен болгарского модернизмаРухнули навсегда или распадаются и многие другие здания в более крупных городах Болгарии. Почему это архитектурное наследие все реже воспринимается как ценность?«Это довольно сложный для обсуждения вопрос, − отвечает Васил Макаринов. – С одной стороны, данные в разных реестрах показывают, что зданий со статусом культурной ценности в промышленной архитектуре не так уж и много, а, с другой стороны, не всегда этот статус успевает сохранить объекты. Нелицеприятным примером в этом отношении является почти разрушенное уже здание Сахарной фабрики в Софии.судьба промышленных зданий со времен болгарского модернизмаРазумеется, здание имеет статус, но что из этого? Может быть, одним из лучших оружий для защиты этого архитектурного наследия является его восприятие в более широком смысле – вне юридического значения термина «культурная ценность». А именно, как объектов, носителей памяти хозяйственной истории и архитектуры страны с соответствующего периода».Национальный институт недвижимого культурного наследия обязан следить за охраной зданий. «На практике, этого не происходит», − утверждает Васил Макаринов. Поэтому он и его единомышленник Теодор Караколев занялись просветительской кампанией о ценности зданий, аутентичный облик которых доказывает их преемственность с европейским искусством.судьба промышленных зданий со времен болгарского модернизма«Когда данный владелец поймет, что его здание имеет стоимость в оригинальном виде, он будет последним человеком, который посягнет на этот объект и, вероятно, предпримет шаги и по его сохранению, и чтобы он сам получил выгоду от этого», − верит искусствовед.судьба промышленных зданий со времен болгарского модернизмаОн приводит пример с подобными постройками в Европе, превращенными в пространства для искусства, и призывает к неотложному вмешательству в ситуацию с бывшей муниципальной столичной бойней, если мы хотим спасти один из самых ярких образцов болгарского модернизма.Источник: БНР

Печальная судьба промышленных зданий со времен болгарского модернизма

РИА Новости: София выглядит глупо

Источник в Москве назвал перфомансом ситуацию вокруг российских дипломатов в Болгарии.Ранее прокуратура Болгарии заявила, что после получения информации от агентства нацбезопасности провела досудебные разбирательства в отношении двух российских дипломатов, подозреваемых в шпионаже, однако из-за того, что они обладают статусом дипломатической неприкосновенности, дело было закрыто."Перфоманс болгарских властей, целью которого является создание резонанса", - сказал он РИА Новости, комментируя ситуацию."Любые подобные вопросы обычно решаются не у микрофона. София выглядит глупо", - отметил источник в Москве.Источник: РИА Новости

РИА Новости: София выглядит глупо

Российская звезда оперы Мария Гулегина вновь выступит в Софии

Российская оперная дива Мария Гулегина выступит в Софийском театре оперы 24 января в постановке «Тоска» и 21 февраля в спектакле «Турандот». Болгарская публика помнит участие знаменитой певицы в спектаклях «Парсифаль», «Набукко», «Турандот» и «Бал-маскарад», сообщает БНР.Музыкальная критика называет ее голос одним из самых впечатляющих сопрано в мире, признают «лучшей Тоской своего времени» и «сопрано с вердиевской музыкой в крови». Она единственная исполнительница, у которой 16 главных ролей в новых постановках в театре Ла Скала. В репертуаре Марии Гулегиной множество выступлений на мировых оперных сценах, а в Софии в «Тоске» ее партнерами будут солисты Костадин Андреев, Пламен Димитров, Ангел Христов, Илия Илиев, Николай Павлов, Александр Георгиев, Петр Бучков и Йоана Кулева. За дирижерским пультом будет маэстро Григор Паликаров.

Российская звезда оперы Мария Гулегина вновь выступит в Софии

Премьер Мариинского театра Кимин Ким выступил в балете "Баядерка" в Софии

Премьер Мариинского театра Кимин Ким в субботу выступил в роли Солора в балете Людвига Минкуса (1826-1917) "Баядерка" на сцене Софийского театра оперы и балета вместе с болгарской примой Мартой Петковой, исполнявшей роль Баядерки."С Мартой Петковой на сцене я встретился второй раз, до этого мы танцевали на фестивале в Норвегии. Но сегодня мы выступали так, как будто работаем вместе очень давно. Марта хорошая, очень профессиональная балерина, она очень отлично танцует и приятна в общении. Работать с ней для меня было большим удовольствием", - рассказал Ким в беседе с корреспондентом ТАСС.Премьер Мариинского театра отметил теплую атмосферу в софийском театре. "Каждый театр имеет свою особенную атмосферу, в Софии я выступал впервые, но сразу окунулся в приятную, почти домашнюю атмосферу: все артисты труппы очень дружелюбны, и у меня сразу сложилось впечатление, что я всех давно и очень хорошо знаю. Постановка "Баядерки" от моего родного Мариинского театра отличается, но все работают очень профессионально. Я рад, что меня пригласили в Болгарию, где в 2010 году я в Варне был лауреатом международного конкурса балета"."Мариинский театр Санкт-Петербурга - для меня самый любимый театр, я в нем танцую практический весь репертуар. Мне больше всего нравятся классические постановки - "Баядерка", "Жизель", "Ромео и Джульетта" и другие. В каждом спектакле я стараюсь показывать высокий уровень, хотя максимальных вершин в танцевальном искусстве еще не достиг. Мне нравится танцевать, я с удовольствием гастролирую в разных театрах, стараюсь узнать и воплотить на сцене что-то новое. Болгарские зрители мне напоминают россиян: они также очень щедро делятся своими эмоциями, и вступать здесь было комфортно", - поделился артист.Завершился спектакль 15-минутной овацией, возгласами "браво". Зрители стоя приветствовали артистов и дарили им букеты цветов.В Мариинском театре Санкт-Петербурга Ким служит с 2012 года, с 2015 года - в качестве премьера. Критики называют ученика Владимира Кима и Маргариты Кулик одним из лучших танцовщиков современности, подчеркивая его потрясающе высокие прыжки, стабильные вращения, пластику движений и высокий уровень музыкальности."На конкурсе балета в Варне, который открыл дорогу в мир балета, мне было 17 лет. Я был молодым, многого не знал, сильно волновался, выходя на сцену, что мешало полностью показать свои возможности, поэтому довольно часто испытывал чувство неудовлетворенности. Сейчас я стал более уверенным в себе. Мне кажется, я научился показывать зрителям то, что мне хочется им передать. Год от года нагрузки только растут, объем репетиций остался прежним, но добавилось количество спектаклей и перелетов. Я как-то подсчитал, что за 17 дней танцевал в шести разных больших спектаклях, это очень сложно. В Питере я у себя дома, мне там очень комфортно. Пришлась по душе и русская кухня, особенно нравится борщ. На родину в Корею езжу на одну - две недели, просто отдохнуть", - рассказал танцовщик.О планах Софийского театра оперы и балета"Баядерка" - входит в число самых знаменитых русских балетов XIX века, главный хореограф российской императорской труппы Мариус Петипа (1818-1910) поставил его на музыку Минкуса и впервые представил на петербургской сцене в январе 1877 года. С тех пор он уже десятки лет не сходит с мировой сцены. Периодически появляются новые редакции спектакля, но чаще всего в театрах стараются придерживаться танцевальной классики Петипа. А современный зритель с восторгом принимает происходящее на сцене."Кимин Ким вместе с Мартой Петковой танцевал "Баядерку" в постановке Натальи Макаровой в норвежском Осло, после чего и появилась идея пригласить их в Софию, где они порадуют наших зрителей, в нашем уютном доме, на сцене Софийской оперы", - рассказала руководитель балета Софийского театра оперы и балета Сара-Нора Крыстева."Артистов балета в мире не так уж много, поэтому мы любим, с уважением относимся и помогаем друг к другу. В последние годы наша труппа заметно выросла в своем мастерстве, мы постоянно радуем своих зрителей новыми спектаклями, хотя это и трудно, мы не имеем возможности концентрировать все усилия труппы на подготовке премьеры, и вынуждены продолжать отрабатывать свой текущий репертуар", - добавила она."В ноябре прошлого года мы впервые представили балет "Кармина Бурана" Карла Орфа (1895-1982), а в марте готовимся показать зрителям балет "Тысяча и одна ночь", на музыку азербайджанского композитора Фикрета Амирова (1922 - 1984), постановкой которого занимается главный балетмейстер Приморской сцены Мариинского театра Эльдар Алиев. Ему нравится работать с нашим балетом, потому что нашу труппу отличает сильный эмоциональный заряд", - дополнила Крыстева. Она подчеркнула, что мастера российского балета всегда будут желанными гостями в Болгарии.

Премьер Мариинского театра Кимин Ким выступил в балете "Баядерка" в Софии

Катя Лекова воссоздает римские мозаики на стекле

Удивительные полы из античной мозаики с самыми разными формами и цветами, кусочки мрамора, искусно выложенные на стенах римских домов и общественных зданий. Такие прекрасные образцы изящного римского искусства обнаружены во многих местах на болгарских землях. Они являются культурным наследием высокой ценности, которые требуют значительных средств и заботы, чтобы сохранить их для грядущих поколений. В большинстве случаев мозаики находятся под открытым небом, в опустевших местах, а их перенос в музеи – задача сложная и нередко невыполнимая.Эстетика старинной каменной облицовки, с фигурами и миниатюрами на ней, давно волнует Катю Лекову. Она химик и преподаватель университета по призванию, но также большой ценитель классических произведений искусства. Ей известно, сколько труда и вдохновения вкладывает автор, создавая свое произведение, поэтому ее тревожит мысль, что когда-то шедевры Античности, какими являются мозаики, могут исчезнуть с лица земли. Она посвятила много времени и личных средств, чтобы объехать и запечатлеть места, где есть даже небольшие фрагменты мозаик. Ее миссия на этом не заканчивается. После съемки, она пытается творчески перенести увиденное при помощи особой техники на стекло. Большой вызов для художницы-самоучки в том, чтобы добиться высокого качества картин:«Я работала со стеклом и до этого, создавала разные изображения фрагментов картин Владимира Димитрова-Майстора, Моне, импрессионистов. Мои картины ярких цветов, со специальными красками, которые придают богатство и колорит изображению. То, чего я добилась, благодаря моему профессиональному опыту в химии, — это стабильный грунт на стекле, на котором я рисую мозаики. Я довольна, что на данный момент нигде не случилось растрескивания или изменения цветов рисунка. Так я превратила мою любовь к искусству и, в частности, к римским мозаикам в свою миссию. Будучи преподавателем Кафедры химии Благоевградского университета, я была в среде людей с разносторонними интересами, но когда я заговаривала о мозаиках, коллеги мне говорили, что у них нет информации об этом. Тогда я сказала себе, что их стоит популяризировать и найти способ показать большему числу болгар, что есть на наших землях. Не у каждого есть возможность путешествовать и осматривать сохранившиеся римские мозаики. На меня произвела большое впечатление античная вилла «Армира» в Южной Болгарии близ Ивайловграда. Я горячо рекомендую каждому поехать и увидеть ее».Катя ЛековаВ прошлом году Кате Лековой удалось посетить форум с выставкой из Капитолия (Рим) в Археологическом музее в Софии. Осталась в памяти и фотовыставка мозаик в Болгарии. Прекрасная возможность познакомиться с местами, где они сохранились.«Сейчас я готовлюсь к участию в апреле в Международном форуме в Пловдиве, который связан с нашим культурным наследием. Там я представлю перенесенную на стекло мозаику, которую я сняла на острове Сицилия.Катя ЛековаОна подобна нашим, потому что старые мастера работали и на болгарских землях. Когда речь идет об истории, мы болгары больше говорим о пятивековом иге и упускаем из вида наследие времен Античности. Когда я вижу мозаики в Девне, Пловдиве, Стара-Загоре, Софии и т.д., я всегда думаю о том, как болгары должны гордиться всем этим».Источник: БНР

Катя Лекова воссоздает римские мозаики на стекле

Лица и пейзажи из Болгарии российского художника Андрея Кулешова покажут в Добриче

Российский художник Андрей Кулешов показывает лица и пейзажи из Болгарии в экспозиции, которая откроется 16 января в Добриче, сообщает БНР.С 1984 по 1987 годы Андрей Кулешов жил в Варне. В его коллекции портреты болгарских актеров Михаила Мутафова, Владимира Пенева, Румяны Трифоновой, музыкантов и друзей.Художественная галерея получила от художника подарок – „Портрет Венко“, барабанщика Венелина Венкова, с которым они вместе разделяли общую страсть – боевые искусства.Вошедшие в экспозицию работы свидетельствуют о пути художника еще и как иллюстратора и создателя диафильмов и комиксов, среди которых первый – по „Трем мушкетерам“ Александра Дюма, был нарисован в Болгарии.По возвращении в Москву, уже более 20 лет Андрей Кулешов работает иконописцем. Его произведения хранятся в частных коллекциях в России, Болгарии, Греции, Германии, Испании и ряде других стран.Выставка в Добриче будет работать до 11 февраля.

Лица и пейзажи из Болгарии российского художника Андрея Кулешова покажут в Добриче

До марта Тараклийский государственный университет официально станет филиалом Русенского университета

Председатель Тараклийского района Иван Пасларь побывал с рабочим визитом в Русенский университет, сообщает БНР.С ректором проф. Христо Белоевым было обсуждено преобразование Тараклийского государственного университета имени Григория Цамблака в филиал Русенского университета имени Ангела Кынчева. Было подготовлено также соответствующее соглашение между обеими странами.Ожидания всех участвующих институтов связаны с тем, что процесс завершится к марту. Обсуждено было также предоставление стипендий студентам болгарского происхождения, улучшение условий в кампусе университета, возможность введения обучения в квалификационной степени бакалавра.

До марта Тараклийский государственный университет официально станет филиалом Русенского университета

В Болгарии отмечают 172-летие со дня рождения Христо Ботева

Сегодня в Болгарии торжественно отмечают 172-летие со дня рождения Христо Ботева – гениального поэта, одного из самых любимых болгарами национальных героев, сообщает БНР.Он родился 6 января 1848 года и погиб в 1876 в Апрельском восстании против господства Османской империи. В разгар восстания поэт организовал отряд из более 200 человек, который на корабле «Радецки» причалил на болгарский берег реки Дунай, чтобы поддержать восставших болгар. Три дня спустя отряд был разбит башибузуками, а сам Христо Ботев пал убитым близ старопланинской вершины Околчица. Его подвиг получил широкий отзвук во всей Европе, где поднялась мощная волна солидарности с болгарским народом, борющимся за свою свободу. Героическая смерть поэта увенчала его недолгую жизнь, посвященную болгарскому духу и национальной идее.

В Болгарии отмечают 172-летие со дня рождения Христо Ботева

Архитектурные шедевры Софии с дипломатической миссией

В уходящем 2019 году Болгария отметила ряд важных годовщин, связанных с установлением дипломатических отношений с некоторыми из самых влиятельных европейских государств. Под знаком 140-летия дипломатического сотрудничества с Великобританией, Францией, Германией, Италией, Австрией и Россией было проведено много дискуссий и выставок, связанных с историей и будущим этих давних и плодотворных взаимоотношений. Именно поэтому в последнем за 2019 год материале, посвященном архитектурным жемчужинам Болгарии, мы решили рассказать историю зданий, в которых находились посольства и резиденции иностранных послов. Объявленный в 1879 году столицей освобожденного Княжества Болгария город София, быстро начал разрастаться и облагораживаться, привлекая внимание многих иностранных архитекторов, которые участвуют в объявленных молодым болгарским государством конкурсах на строительство новых административных зданий. Они участвуют и в проектах посольств, резиденций и домов состоятельных торговцев.«Среди первых дипломатов, прибывших в Болгарию еще в 1879 году, был представитель Британской короны лорд Вильям Палгрейв, − рассказывает автор двухтомника об архитектурных жемчужинах Болгарии Мариана Мелнишка. – Сначала он открыл консульство в Софии. Под его строительство выделен участок земли, который в то время находился на окраине города. В Софию вызвали британского архитектора, который должен был спроектировать типичный английский дом в эдвардианском стиле. Но поскольку болгарский и английский климат отличаются, окна сделали больше, чтобы комнаты были светлее. Строительство завершили в 1914 году, накануне Первой мировой войны, в которой Болгария не была на стороне Англии. Именно по этой причине здание оставалось закрытым. Когда война закончилась, то здесь сначала располагалось британское военное представительство, а позднее и посольство. В качестве дипмиссии здание практически не использовалось, так как административные функции выполнял другой дом, а этот, напоминающий маленький дворец, стал резиденцией посла.Архитектурные шедевры СофииСо своей стороны, британская культура проникла в Болгарию с помощью Британского совета. Ему тоже предоставлено весьма представительное здание, принадлежавшее крупному болгарскому торговцу табаком Дончо Палавееву – потомку деятеля эпохи болгарского Возрождения, финансировавшему Апрельское восстание».Архитектурные шедевры СофииНе менее красивы здания посольств Австрии и Италии в Софии. Эти две архитектурные жемчужины украшают одну из главных транспортных артерий столицы – бульвар Царя Освободителя. Интересна и их судьба.«Посольство Австро-Венгрии − одно из первых в Болгарии. Оно было построено австрийским архитектором Петром Паулем Брангом и открыто в 1883 году. Стиль австрийского посольства – классический, все еще не подверженный влиянию сецессиона. Спустя 30 лет, после Первой мировой войны, Италия предъявила претензии побежденной Австро-Венгрии.Архитектурные шедевры СофииЕстественно, победительница посягнула и на территорию посольства бывшей империи в Софии. Это, разумеется, не означает, что у Италии не было посольства − было и построено оно по проекту Энрико Бовио в венецианском стиле. Когда между странами начался спор, то вместо войны, они просто обменялись зданиями».Архитектурные шедевры СофииНа том же бульваре Царя Освободителя, любимого жителями Софии из-за цветущих каштанов, привлекают внимание два очень похожих здания, расположенных по обеим сторонам перекрестка возле Софийского университета. И это не случайно, ведь у них один архитектор – австриец Фридрих Грюнангер. Одна построена для болгарского дипломата Харалампия Сырмаджиева, а другая – для тогдашнего мэра столицы Димитра Ябланского. Судьба этих двух домов – разная. Дом банкира попал в руки добросовестных владельцев, которые заботились о нем, а вот дому мэра не повезло.Архитектурные шедевры СофииПосле Второй мировой войны в здании находилось посольство Китая, а после того как дипломаты покинули его, претензии предъявили наследники, которые долгое время не могли его поделить. Так здание долгое время было брошено на произвол судьбы, но с 2011 года восстановлено и превращено в частный клуб.Архитектурные шедевры СофииИсточник: БНР

Архитектурные шедевры Софии с дипломатической миссией