?

Log in

No account? Create an account

newsbgru


Русская Болгария


Entries by category: искусство

В Русе проходит Международный фольклорный фестиваль «Северина»
newsbgru
С 4 по 6 октября в придунайском городе Русе проходит ІV Международный молодежный фольклорный танцевальный фестиваль «Северина», сообщает БНР.Цель организаторов – предоставить возможность продемонстрировать свои таланты большому числу детей и молодежи, которые занимаются танцами в сфере болгарского обработанного фольклора. Кроме танцевальных выступлений, программа фестиваля включает дефиле участников по центральной пешеходной улице города, а также посещение достопримечательностей близ Русе.

В Русе проходит Международный фольклорный фестиваль «Северина»


Саратовская делегация посетила болгарский город-побратим Добрич
newsbgru
Саратовская делегация посетила болгарский город-побратим Добрич. Визит был приурочен ко Дню города и годовщине освобождения северной Болгарии от румынского владычества, сообщается на сайте мэрии Саратова.В ходе мероприятий была достигнута договоренность об активизации всесторонних отношений между Саратовом и Добричем. Среди направлений сотрудничества – экономические проекты, фольклорные фестивали, международные пленэры, взаимодействие образовательных учреждений городов. Помимо этого обсуждалось участие болгарской делегации в праздновании в следующем году 430-й годовщины со дня основания Саратова.Также достигнута предварительная договоренность об организации поставки продукции болгарских товаропроизводителей в Саратов, например, в формате участия бизнеса в «Ярмарке болгарских товаров», а также ремесленников города Добрич в фестивале «Палитра ремесел».Помимо этого, обсуждалась возможность организации и проведения акции «Бессмертный полк» в Болгарии с участием саратовской молодежи.Взаимодействие городов-побратимов будет развиваться в ходе совместной работы, направленной на развитие потенциала городов-побратимов, обоюдного обмена опытом, реализации общих проектов.

Саратовская делегация посетила болгарский город-побратим Добрич


В театре «София» открывается фотовыставка о показе спектакля «Анна Каренина» в Ясной Поляне
newsbgru
Театр «София» отметит сегодня 50-е представление спектакля «Анна Каренина» открытием выставки из 50 фотографий, рассказывающей о показе пьесы в Ясной Поляне, где родился и работал Лев Николаевич Толстой, сообщает БНР.В июле сего года софийский театр открыл Международный театральный фестиваль «Толстой Уикэнд», который состоялся в имении писателя в четвертый раз.Автор фотографий – журналист Кирилл Вылчев. Он поделился своими впечатлениями от поездки в Россию:«Как-то само собой получилось так, что съемки труппы театра «София» в Ясной Поляне уловили превращение театрального спектакля из дела разума в нечто, что переживается сердцем. Сотовый телефон запечатлел не только отдельные моменты поездки, репетиций, подготовки к выходу на сцену, костюмы и грим, но и то, как эти сознательные усилия превращались в несознательное переживание на сцене, в пространстве Толстого, рядом с его домом. В этом доме стоит стол, за которым он написал «Анну Каренину». Вокруг лес, по которому он гулял каждое утро, перед тем как писать. Здесь и его могила, без какой-либо надписи или знака. Надеюсь, зритель почувствует сердцем и оправдает ту дерзость, которую я позволил себе, показывая эти 50 фотографий. Ведь как учит нас история этого великого романа, воплощенная режиссером Николаем Поляковым, ни один довод разума так не силен, как пережитое сердцем».

В театре «София» открывается фотовыставка о показе спектакля «Анна Каренина» в Ясной Поляне


«Русский Паганини» Вадим Репин выступит в Софии и Пловдиве
newsbgru
Покоривший мировые сцены и сердца миллионов почитателей российский скрипач Владимир Репин посетит Болгарию по приглашению дирижера и директора Софийской филармонии. В нашей стране «русский Паганини», как называют блистательного виртуоза Вадима Репина музыкальные критики, выступит в Софии (3 октября) и Пловдиве (4 октября), сообщает БНР.Публика сможет насладиться его виртуозными выступлением и звуком скрипки “Bonjour”, изготовленной итальянским мастером Джузеппе Гварнери в 1743 году. До сих пор никто не смог разгадать тайну скрипок Гварнери Дель Джезу. Созданные им инструменты непревзойденные по глубине, силе и красоте звука.Вместе с Софийской филармонией Вадим Репин представит романтический Концерт для скрипки Макса Бруха. В программу концентра также включена популярная «Итальянская» симфония Мендельсона, «Интродукция и Рондо Каприччиозо» Камиля Сен-Санса.К Болгарии Вадим Репин питает теплые чувства, так как связан с ней с раннего детства. В 1984 году, когда музыканту было всего 13 лет, он дебютировал на сцене зала «Болгария». С тех пор, несмотря на насыщенную программу, а это турне с Лондонским симфоническим оркестром, Токийским Симфоническим оркестром, выступления в нью-йоркском Карнеги-холле, парижском «Плейель», амстердамском Концертгебау, лондонском Альберт-холле, Болгария остаётся его любимым направлением.За дирижерский пульт встанет директор Софийской филармонии Найден Тодоров.

«Русский Паганини» Вадим Репин выступит в Софии и Пловдиве


Американский этнограф Мартин Кейниг показывает нам Болгарию 60-х годов ХХ в.
newsbgru
«Эхо Балкан ХХ века: Портреты и звуки из Болгарии» – так называется выставка черно-белых фотографий, сделанных 50 лет тому назад в нашей стране и еще шести балканских государствах. Воздействующие кадры можно увидеть до 17 ноября в Национальной галерее художеств в Софии.На сотнях метрах съемочной пленки и аудиозаписях американский этнограф сохранил последние аутентичные сюжеты из Болгарии 60-х и 70-х годов минувшего века. «Фотографии возвращают нас к безвозвратно ушедшему времени. Они говорят гораздо больше, чем архивы и документы», – заявила на открытии вице-президент Илияна Йотова, под патронатом которой проходит выставка. Все 73 произведения, включенные в выставку, созданы Мартином Кейнигом.Кто этот человек, которого в нашей стране называют «счастливцем из Америки»?В начале лета 1966 года молодой американец приехал в Болгарию, полный положительного заряда в отношении не очень известной в США подлинной этнической и музыкальной культуры Юго-Восточной Европы. В то время Мартин был инструктором народных танцев в Барнард-колледже при Колумбийском университете в Нью-Йорке. Он отправился в Болгарию с рекомендательным письмом, адресованным «кому это нужно». Одну из рекомендаций в письме, представляющем его миссию в нашей стране, он получил от болгарского врача, эмигрировавшего в США. К нему Мартин попал в качестве пациента, и оказалось, что это Живко Ангелушев – брат выдающегося болгарского художника-графика Бориса Ангелушев. Валя Балканска, 1968 г. Так с дома семьи Ангелушевых в Софии начался путь Мартина Кейнига в Болгарии. Борис Ангелушев представил иностранного гостя в своем дружеском круге, в который входили поэт Валери Петров и художник Христо Нейков. В период 1966 – 1979 гг. Мартин Кейниг шесть раз посещал нашу страну и собрал бесценные звуковые портреты, которые хранит и по сей день. Во время одного из своих посещений, на фестивале в городе Копривштица, он услышал голос известной певицы Вали Балканской.Мартин является одним из создателей Центра традиционных музыки и танцев в Нью-Йорке – организации, которая на протяжении 38 лет поддерживает право каждой этнической группы сохранять свое культурное наследие. С его помощью было снято несколько документальных фильмов, были изданы граммофонные пластинки, две из которых содержат записи из Болгарии. Именно на одной из них записана песня «Вышел Делю гайдук» в исполнении Вали Балканской и волынщиков Стефана Захманова и Лазара Коневского. По воспоминаниям Мартина Кейнига, запись была сделана в классной комнате в школе в городе Смолян. Именно эта песня из Родопского края Болгарии позже была включена в Золотую пластинку, полетевшую в Космос на борту двух космических аппаратов «Вояджер» 1 и 2 /1977 г./ как музыкальное послание с Земли.Во время своего проекта в нашей стране Мартин также снял фотоаппаратом и камерой сотни черно-белых кадров, не только в Болгарии, но также в Румынии, Греции и Югославии. Среди них – фотография Вали Балканской со времени легендарной записи.Сейчас Мартин Кейниг снова приехал сюда, но уже для того, чтобы поделиться своими воспоминаниями о той уже исчезнувшей Болгарии, а также, чтобы встретиться с некоторыми людьми, которые участвовали и содействовали успеху его этнографической миссии.«Извините, что я не говорю по-болгарски, но в последний раз я посетил вашу страну на более длительный период времени 40 лет тому назад, – поделился автор выставки «Эхо Балкан». – По профессии я не фотограф, но очень люблю снимать людей, которых встречаю. Мне бы хотелось специально поблагодарить болгарского фотографа Иво Хаджимишева, который помог мне организовать свой архив. С его помощью мы осуществили выставку. Она показывает краткий момент истории Балкан, но для меня это особый момент. В тот период, когда я приезжал в Болгарию до 1979 г., я видел, как здесь все улучшается, как Болгария открывается, и люди, которые до этого жили в очень тяжелых условиях, начинали жить лучше. Я благодарю всех болгарских коллег, которые в те годы помогали мне осуществлять свои исследования, так как я не ученый, который занимается Балканистикой. С тех пор я несу в своем сердце очень глубокую связь с Болгарией».Источник: БНР

Американский этнограф Мартин Кейниг показывает нам Болгарию 60-х годов ХХ в.


Театр балета «волшебника» Бориса Эйфмана впервые выступит в Болгарии
newsbgru
Театр балета Бориса Эйфмана впервые выступит на болгарской сцене и только с одним спектаклем – 23 октября в Софии. В Национальном дворце культуры гости представят постановку «Евгений Онегин» по одноименному роману в стихах А. С. Пушкина. Музыкальное сопровождение балета – это необычное, но умелое сочетание классических произведений Петра Чайковского и рок-музыки композитора Александра Ситковецкого, сообщает БНР.Знаменитый российский хореограф Борис Эйфман переносит героев Пушкина в наши дни, в драматические и экстремальные ситуации, когда старый мир распадается, а жизнь диктует новые правила. Русский дворянин XIX века в интерпретации Бориса Эйфмана превращается в представителя потерянного поколения эпохи перестройки."Этот эксперимент мне был необходим для того, чтобы ответить на волнующий меня вопрос - что есть русская душа сегодня? Сохранила ли она свою идентичность и привлекательность? Как распорядились бы сегодня своей судьбой герои романа?", - говорит о спектакле Борис Эйфман.Мировая критика считает Бориса Эйфмана „театральным волшебником“ и „одним из ведущих хореографов мира всех времен“. Он блестяще сочетает авангардные достижения и современный балет с академическим образованием и создаёт свой уникальный стиль в танцевальном искусстве. Любопытно, что до сих пор ни один критик не смог дать определение жанра его балетов, его стиля.«То, что я делаю, можно назвать танцем эмоции, свободным танцем, новым языком, в котором переплетается классика, модерн и многое другое», - считает Эйфман.В заключение отметим, что на спектакль в Софии дети допускаются без билета и права на отдельное место.

Театр балета «волшебника» Бориса Эйфмана впервые выступит в Болгарии


Новая жизнь древней епископской базилики в Пловдиве
newsbgru
В 313 году император Константин Великий издал Миланский эдикт, благодаря которому христианство перестало быть гонимым и впоследствии приобрело статус господствующей веры в Римской империи. Тогда же началось строительство храмов, прославляющих христианского Бога, но по великолепию и красоте ни один из них не мог сравниться с епископской церковью в Филиппополе.Неподалеку от католической церкви Святого Людвига и центральной площади Пловдива (древнего Филиппополя) находятся руины самой большой раннехристианской базилики на болгарских землях. Наткнулись на них случайно в 80-х годах прошлого века, во время строительства бульвара. После обнаружения находки маршрут дороги был отклонен, а объект не исследовался до 2014 года, т.е. до момента, в который фонд «Америка для Болгарии» решил финансировать ее реставрацию.«Епископская базилика была построена в середине IV века и это один из первых и самых больших христианских храмов в этой части Европы. Епископская она потому, что мы обнаружили дарственную надпись епископа. Это трехнефная базилика, в длину она достигает 100 метров, а в ширину, вместе с дворовым пространством, около 40 метров. Ее уникальность в том, что здесь есть два пласта мозаики общей площадью 2000 кв. метров, которые расположены одна над другой, и, по всей видимости, строились с разницей во времени в 50 лет», − рассказал арх. Николай Трайков.Серьезное влияние на мозаики оказали, в первую очередь, артистические направления Константинополя и восточных районов Римской империи, но при этом, у них есть и свой подчерк. Самая распространённая техника, доминирующая в базилике, называется опус тесселатум − техника мозаичного набора, в которой используются тессеры (кубики камня, стекла или другого твердого материала из которых складывается мозаика) одного размера.Епископская базиликаВ мозаике первого пласта доминируют четыре цвета – белый, черный, охра и красный. Она изображает геометрические фигуры и кресты. Во втором пласте уже используется язык символов. Так, например, десятки видов птиц олицетворяют Райский сад, бессмертие души и загробную жизнь.Епископская базиликаОдна из самых внушительных композиций расположена у центрального входа базилики. На ней изображен павлин с роскошным хвостом и медальоны птиц вокруг него.Епископская базиликаКроме мозаик – самых богатых и многочисленных на наших землях, были обнаружены исключительно хорошо изготовленные архитектурные элементы – колоны, капители, обложенный камнем родник во дворе базилики.«Мы нашли и две надписи, − продолжает архитектор. – На одной из стел указаны имена людей, участвовавших в управлении города. А другая стела − «стела Дионисия» - считается одной из самых значимых и лучше всего сохранившихся в Пловдиве и этом районе. Ее длина – 2,20 м, ширина – более 1 м. Надпись выражает благодарность императору 45 граждан Филиппополя – членов культа Дионисия, за то, что он избавил их от нашествия племен готов».В конце XI – начале XII века базилика начала западать. По-видимому, город пострадал от землетрясения, которое повредило первый пласт мозаики, подвергался он и нападениям.Епископская базилика«Мы обнаружили фрагмент средневековой фрески, поэтому предполагается, что в Средневековье на месте базилики возвышалась маленькая церковь. К сожалению, от этого храма ничего не осталось. Здесь же был открыт и некрополь, в котором в этот исторический период были захоронены более 200 христиан».Последние свидетельства о храме датированы XIV веком, а затем он окончательно канул в Лету.Епископская базиликаЕпископская базилика официально откроется в октябре. Она будет превращена в крупный культурный центр и ее отреставрированные мозаики будут расположены на двух уровнях. Экспозиция разделена на 26 тематических зон, которые расскажут историю этого древнего архитектурного памятника с помощью виртуальной реальности. «Встав в современном здании на определенное место, посетители смогут увидеть, как оно выглядело в античной базилике», − дополнил архитектор Николай Трайков.Источник: БНР

Новая жизнь древней епископской базилики в Пловдиве


В Болгарии найден уникальный 6000-летний артефакт
newsbgru
Болгарские археологи при проведении раскопок на месте древней мастерской на северо-востоке страны, недалеко от побережья Черного моря, обнаружили фрагмент керамической статуэтки, изображающей беременную женщину.Как сообщает Российская газета со ссылкой на Archaeology in Bulgaria, высота найденного фрагмента составляет около 15 сантиметров. Археологи считают, что полная высота была вдвое больше, то есть порядка 30 сантиметров.Установлено, что антропоморфная фигура была изготовлена где-то в короткий период среднего халколита, примерно между 4700 и 4600 годами до н. э.По словам Владимира Славчева из Музея археологии Варны, ранее в этом же регионе было найдено несколько антропоморфных фигурок, относящихся к тому же периоду. Однако новый артефакт является уникальным.Среди находок периода среднего халколита, сделанных на территории Болгарии, лишь пять процентов составляют антропоморфные фигурки. Более того, на всем Черноморском побережье было найдено всего около 15 таких фигурок. В то же время ученым известно несколько сотен подобных скульптур, изготовленных в период позднего халколита.У вновь обнаруженной статуэтки отломана часть, которая была прикреплена к ней в области живота. Именно это подтолкнуло ученых к выводу, что скульптура изображала беременную женщину. Если так, то это еще один признак уникальности данного артефакта.Возможно, это была жрица или богиня-мать, а сам артефакт имел сакральное значение и использовался при проведении каких-то ритуалов. Славчев также отметил, что фигурка была богато украшена резьбой сзади и спереди.

В Болгарии найден уникальный 6000-летний артефакт


У нас больше общего, чем различий: София проснулась с 30 электрическими щитами с фольклорными элемен
newsbgru
30 электрических щитов в центре Софии заиграли цветами и формами. Они – часть проекта в городской среде «Art4Diplomacy», который объединяет произведения искусства из Болгарии и 30 государств с дипломатическими миссиями в нашей стране. Идея принадлежит талантливой художнице Пете Илиевой, которая известна во всем мире своими картинами с болгарской вышивкой и фольклорными элементами.«Включены государства со всех континентов, а наша цель – показать людям, что у народов больше общего, чем различий, − объясняет Петя Илиева. – Все люди в мире имеют намного более схожих черт, чем отличий в историческом и культурном планах. Независимо в Африке, Азии или Америке, можно увидеть одни и те же мотивы. Немаловажно также доставить радость людям в городской среде, и гуляя по улицам, чтобы они видели не серые или поцарапанные эл. щиты, а красивые, чтобы они несли эстетическое наслаждение. На каждом коллаже написано название государства, чтобы зрители захотели поинтересоваться другими культурами, почитать о них, посмотреть».Художница рисует картины с элементами фольклора, мотивами бытового текстиля, национального костюма, ковров, которыми известна Болгария. В 2012 году она представила нашу страну в Андорре на встрече ЮНЕСКО «Устойчивая энергия».«Я решила, что единственная самая сильная и устойчивая энергия, которая сохранила наш народ, содержится в фольклорном текстиле. Через что бы ни проходили люди, они всегда придерживались к цветам, формам, символам. Это часть быта, повседневной жизни, труда и праздников народа. Мы очень богаты своими 7 фольклорными областями, и каждая моя картина пересоздает что-то конкретное из области забавным, интересным, доступным для современных людей образом. Так и родилась идея когда-то показать, чем похожи болгарский и другие фольклоры», − вспоминает Петя Илиева.К проекту с большим удовольствием подключились 30 из посольств в Болгарии, предоставив художнице мотивы культурного наследия своего государства, а она подобрала к ним болгарские фольклорные мотивы:«На половине коллажей с болгарской стороны я разместила мои картины, которые пересоздают что-то очень схожее. Меня затруднило то, что я должна была выбрать фотографии народных костюмов или частей ковров, которые я не рисовала. Поэтому другая половина – это просто фотографии, но они тоже аутентичные и сделанные мной в интересных местах», − рассказывает о некоторых трудностях в процессе реализации Петя Илиева и указывает на один интересный элемент, общий для разных фольклоров:«Т. наз. «катаница», которой мы гордимся и которая встречается почти во всех болгарских вышивках, тканях и узорах ковров, в сущности, очень древний символ, которому более 7 тысяч лет. Он встречается в абсолютно всех уголках мира, − говорит Петя Илиева. – Интересно то, что везде он означает «крылья», которые помогают человеку успешно лететь по жизни. Для почти всех людей этот символ несет удачу и успех. В цветах у нас есть совпадение со всеми по той простой причине, что мы – исключительно пестрые, а болгарские мотивы содержат все красивые и яркие цвета».Картины с болгарской вышивкой и фольклорными элементами Пети Илиевой представляли Болгарию в более 15 государствах на 6 континентах, среди которых и Антарктида. У президента Франции Эммануэля Макрона тоже есть картина художницы. А великолепие фольклорных областей Болгарии, показанное на выставке на мосту перед Национальным дворцом культуры, произвело сильное впечатление на европейских лидеров, которые собрались на саммит в Софии в мае 2018 года.С 17 по 27 сентября фотографии 30-ти коллажей Пети Илиевой будут показаны на выставке в галерее «Средец» в здании Министерства культуры.Источник: БНР

У нас больше общего, чем различий: София проснулась с 30 электрическими щитами с фольклорными элементами


В Болгарии начались Европейские дни наследия
newsbgru
В Болгарии начались Европейские дни наследия. Начало чествований было поставлено открытием выставки «Творческие штрихи» по поводу 100-й годовщины со дня рождения писателя Николая Хайтова, автора исторических романов и рассказов, посвященных Родопам, сообщает БНР.Это инициатива Совета Европы и Европейской комиссии, которая со временем утвердилась как крупнейшее общеевропейское событие, в котором ежегодно принимают участие более 20 млн европейских граждан. В рамках мероприятия, в сентябре муниципальные администрации во всех областях Болгарии организуют более 360 событий, объединенных под девизом «Искусство и развлечение».

В Болгарии начались Европейские дни наследия